Александр Чеглоков: Мы ведем исследования почти по 40 темам актуальным для АПК Томской области

В декабре Томский сельскохозяйственный институт отметит 20-летие деятельности. Учебное заведение было открыто в 1993 году по ходатайству Администрации Томской области, чтобы содействовать развитию АПК региона. Главная задача института – подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих современными технологиями и достижениями аграрной науки. За 20 лет здесь прошли обучение свыше пяти тысяч студентов, институт по праву стал подлинной кузнецей кадров для села. О том, какими успехами встречают юбилей преподаватели и студенты, рассказывает директор Института Александр Чеглоков.

- Александр Евгеньевич, расскажите, как все начиналось?

- Томский филиал Новосибирского государственного аграрного университета открыт по постановлению правительства РФ. С первых лет существования филиала подготовка будущих специалистов шла по двум основным направлениям: технологическому и гуманитарному. Одной из первых была создана кафедра специальных дисциплин, где готовили агрономов и ветеринаров. В 1996 году она выпустила первых агрономов-заочников, которые начинали учиться в НГАУ. Первым руководителем ТСХИ до 2004 г. был доктор сельскохозяйственных наук Николай Николаевич Шипилин. Он же возглавлял кафедру технологии производства и переработки сельскохозяйственных продуктов, образованную в 2001 году. При Н. Шипилине образованы факультеты: агроинженерный, ветеринарной медицины, экономический, который был преобразован в экономико-юридический заочного обучения. Во время становления института студенты и преподаватели создавали наглядные материалы, стенды, пособия, коллекции для проведения занятий. Под руководством Н. Шипилина организовали зимний сад, который до сих пор служит хорошей учебной базой агротехнологического факультета. Вторым руководителем института около семи лет был Александр Иванович Эрдниев, кандидат ветеринарных наук, доцент. В этот период налажено сотрудничество с фондом «Добрые руки», создан учебный стационар в пос. Киреевске Кожевниковского района. А. Эрдниев расширил спектр специальностей подготовки студентов: началась подготовка по специальности «Зоотехния». Существенно обновилась материально-техническая база института, провели ремонт учебных корпусов и общежития. Эти руководители приложили большие усилия к тому, чтобы на каждом этапе становления нашего филиала шло его поступательное развитие.

- В последние годы научными исследованиями в институте занимаются все более активно и целенаправленно. Стремитесь соответствовать задачам времени?

- Стараемся идти в ногу со временем. Поэтому основные направления деятельности института определяются задачами социально-экономического развития Томской области - создать в регионе качественный человеческий капитал АПК на основе интеграции науки, образования и производства. Образовательная и научно-исследовательская деятельность института на современном этапе направлена на выполнение задач, которые сформулированы в трех целевых программах: «Развитие сельскохозяйственного производства в Томской области на 2013-2020 гг.», «Развитие сферы заготовки и переработки дикорастущего сырья в Томской области на 2013-2015 гг.» и «Развитие рыбохозяйственного комплекса Томской области на период 2014-2020 годов». Ясно, что выполнить такие задачи можно лишь в том случае, если вести научные исследования на самом современном уровне, сделав их важнейшей составляющей учебного процесса. Отмечу многофакторную роль науки в учебном процессе. Она активно влияет на учебный процесс, формирует теоретическую и практическую подготовку, углубляет общеобразовательный уровень будущих специалистов. В филиале ведутся исследования почти по 40 темам актуальных для АПК Томской области, которые можно сгруппировать в три направления: «Разработка эффективных методов повышения продуктивности сельскохозяйственного производства»; «Повышение резистентности сельскохозяйственных животных путем ресурсосберегающих технологий профилактики, диагностики и лечения»; «Совершенствование системы экономико-правовых и социальных отношений в АПК Томской области». Результаты научных исследований представлены в центральных и местных изданиях, на конференциях разного уровня. В научную работу широко вовлечены студенты разных специальностей. Ежегодно проходят конференции, где с докладами выступают как наши студенты, так и других вузов. Члены жюри - представители сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, руководители отделов и специалисты департамента по социально-экономическому развитию села Томской области. Участвуя в исследованиях, студенты углубляют свои теоретические знания, приобретают практические навыки. Среди наших студентов немало энтузиастов, «звездочек». Например, Татьяна Сытик, студентка 5-го курса агротехнологического факультета, удостоена диплома 1-й степени на региональном конкурсе научно-технического творчества молодежи в номинации «живые системы» в Новосибирске. Интеллектуальный потенциал творческого сообщества профессоров, преподавателей, аспирантов и студентов института помогает обеспечивать инновационное развитие АПК. Без преувеличения могу сказать, что, подготовив за два десятка лет существования филиала свыше пяти тысяч специалистов, мы действительно стали кузницей конкурентоспособных кадров для АПК. В учебном процессе широко применяются интерактивные формы и методы обучения: коллективные формы оценки качества знаний, проблемно-поисковые методы и метод проектов, экскурсии на предприятия. Объясняя теоретический материал, преподаватели используют разнообразную программно-информационную продукцию: компьютерные презентации, тематические видеоматериалы, электронные версии практических занятий. Преподавание ряда основных дисциплин - почвоведение, агрохимия, растениеводство, овощеводство, плодоводство, селекция и семеноводство, технология производства муки, крупы и хлебобулочных изделий - ведется на высоком современном уровне с выездом на опытно-производственные участки и в лаборатории научных и производственных предприятий. Здесь студенты приобретают не только навыки закладки и проведения опытов, но и учатся обрабатывать, анализировать и оформлять результаты полученных знаний.

- Впечатляющая информация. Недаром с каждым годом повышается уровень профессионализма ваших выпускников, что подтверждает их востребованность на рынке труда Томской области и других регионов. Это, очевидно, касается и выпускников кафедр гуманитарного направления?

- Мы не ограничиваем студентов рамками учебного процесса при формировании их профессиональных компетенций. Приветствуются инициатива и креатив студентов, использование неординарных подходов к освоению учебных дисциплин, приобретению практических навыков. Кафедра экономики и менеджмента готовит конкурентоспособные кадры в области экономики и управления. В качестве учебной площадки в 2013 году при кафедре создан учебный полигон – «предпринимательская деревня». Здесь студенты различных специальностей под руководством опытных преподавателей закрепляют полученные знания по предпринимательской деятельности на селе, открывают собственный бизнес, проводят научные исследования, участвуют в научных конференциях, составляют бизнес-планы и реализуют проекты. Эта инновация оттачивания начальных компетенций студентов напрямую соответствует задачам развития самостоятельных частных хозяйств в современной деревне. За годы существования института был подготовлен большой контингент специалистов бухгалтерского учета, анализа и аудита с целью пополнения сельскохозяйственных производств кадрами, владеющими спецификой ведения бухгалтерского дела в аграрном секторе. Кафедру бухгалтерского учета и статистики возглавляет выпускница нашего института Ольга Мартыновна Керб, кандидат экономических наук, доцент. Кафедра прилагает много усилий, чтобы уровень образования выпускников соответствовал требованиям рынка труда. Много внимания уделяется компьютерной подготовке: студенты знакомятся с различными бухгалтерскими программами. Кафедрой организованы курсы в рамках дополнительного образования по освоению программ «1С: бухгалтерия».

- В институте обучают специальности «Юриспруденция», невзирая на существующую мощную школу юридического института в ТГУ. Ваши выпускники востребованы?

- Очень востребованы в сфере деятельности полиции, инспекции безопасности движения, в системе исполнения наказаний, особенно в районах области. Обучение этой специальности началось с 2000 года. За это время подготовили более 1000 выпускников. Это успешные, целеустремленные, увлеченные люди. Еще обучаясь в вузе, многие начали трудовую карьеру. Своим талантом, усердием, терпением и трудом они стремятся добиться успеха в жизни, быть полезными обществу и стране. Так, выпускник 2008 года Роман Маркелов одним из первых организовал свой бизнес в сфере оказания юридических услуг на селе. Необходимость реализации образовательной программы по направлению подготовки «Юриспруденция» вызвана еще и тем, что немало сотрудников органов внутренних дел учатся у нас заочно. Мы можем смело утверждать, что обучение в нашем институте - гарантия достойного трудоустройства.

- Давно ли стали обучать редким специальностям - зооинженеров и охотоведов? Где они используются? Каких еще специалистов планируете готовить на этой кафедре?

- Кафедра охотоведения и зоотехнии многие годы является центром подготовки специалистов для агропромышленного комплекса, охотничьих хозяйств и природоохранных органов области. Профессия охотоведа издавна считается редкой. Она для людей смелых, выносливых, любящих природу, готовых охранять фауну и повышать продуктивность популяций охотничьих зверей и птиц. Зооинженеры организуют производство животноводческой продукции, отвечают за ее качество и безопасность. Наши выпускники работают главными специалистами по животноводству в районах области. Охотоведы успешно работают в районных обществах охотников и рыболовов в качестве директоров и егерей. Немало наших выпускников стали инспекторами и ведущими специалистами департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды, других природоохранных структур области. В 2013 году в рамках направления «Зоотехния» открылся новый профиль - рыбоводство. Мы начали подготовку по еще одной редкой профессии - рыбовод, набрав группу из 20 студентов. Долгосрочная целевая программа по развитию рыбохозяйственной отрасли инициирована комитетом по рыбному хозяйству администрации области. Стараемся не отставать от требований времени.

- Александр Евгеньевич, ваш вуз единственный в области, где целенаправленно и успешно готовят специалистов для села. Но все ли выпускники возвращаются в родные края?

- Не все, хотя свыше 60 процентов выпускников-агрономов работают по специальности на предприятиях области, занимая должности главных специалистов хозяйств, районов, директоров, а технологи - руководителями и ведущими специалистами перерабатывающих предприятий. Проблема трудоустройства выпускников на селе остро стоит перед выпускниками практически всех вузов. Это связано с тем, что для молодых людей необходимо жилье, достойная зарплата, высокотехнологичное производство. Есть и еще один аспект, осложняющий мотивацию возвращения молодежи на село, - неразвитость инфраструктуры, как физической, так и социальной, культурной. Однако можно заметить, что культурная изоляция деревни в известной степени преодолена благодаря развитию Интернета. Сегодня жители села находятся в таком же информационном поле, как если бы они жили в городе. Что же касается нашего юбилея, то мы встречаем его с оптимизмом и уверенностью, что и в дальнейшем наши выпускники будут востребованы на селе, продолжая развивать и совершенствовать сельскохозяйственную отрасль. Большой педагогический опыт, высокий научный потенциал нашего профессорско-преподавательского состава в сочетании с огромным желанием работать также способствует повышению имиджа родного вуза и всемерному развитию АПК Томской области.

«Красное знамя»