best websites of the world

Менеджер, исследователь, тестировщик: как стать UI/UX-дизайнером

Арт-директор компании USERSTORY Антон Наседкин

О том, с чего начать, если вы решили стать UX-дизайнером, где учиться и без каких качеств не обойтись, нашему порталу рассказал арт-директор компании USERSTORY Антон Наседкин.

Беседовала Алена Алькова.

Еще вчера мы жили в мире графического дизайна, считали, что это круто, все шли учиться на графического дизайнера, думали, что это будет приносить деньги… и тут возникает UI/UX-дизайн! Можно ли обозначить какую-то точку: когда это произошло?

Скорее всего, точка начала UX — вещь субъективная, и каждый дизайнер назовет вам свою цифру. Лично для меня это стало понятно к середине 90-х. Веб-дизайн был, но представлен очень мало: да, кто-то что-то слышал, но по большей части все дизайнилось на коленке. Спрос был маленьким, зато посвященным это было очень интересно. Что касается полиграфии, то она до сих пор остается крутым направлением, я бы не сказал, что она совсем отошла на задний план. Однако в эпоху диджитала мы строим новые стандарты, поэтому все, что связано с веб-дизайном, — это развитие на будущее, и оно не остановится еще очень долгое время.

Долго еще полиграфия проживет?

Я бы дал лет десять максимум. Полиграфия очень требовательна к стандартам, подготовка полиграфической продукции занимает очень много времени. Останутся какие-то вещи, например, этикетки на продуктах, какие-то, возможно, печатные издания, книги будут жить еще долго (и я надеюсь, что они как можно дольше проживут до полного перехода в диджитал). Тем не менее уровень полиграфии и бумажного дизайна с каждым годом будет снижаться. Все печатные издания давным-давно подумали о переходе в цифровую среду или уже совершили его: кто-то удачно, кто-то — не очень. В любом случае, шаг уже сделан, и шаг осознанный.

Можно ли назвать UI/UX-дизайн самостоятельным явлением, или чаще это часть другого вида дизайна, например, промышленного?

Несомненно, UX в связке с веб-дизайном — это только часть. User Expirience — это взаимодействие пользователя с каким-либо продуктом, и даже тот опыт, который у него возникает после взаимодействия с продуктом, это все тоже UX. Это очень интересная вещь, я бы даже сказал наука, она не связана с вебом конкретно, в product-дизайне она тоже есть, и очень сильная. Это опыт, который у нас возникает от взаимодействия с любым предметом. К примеру, это может быть стул, на котором мы посидели, а потом встали, ушли и забыли. Даже то, как мы забываем об этом стуле, тоже несет определенный опыт для нас и для дизайнеров. Поэтому все предметы так или иначе связаны с User Experience, от этого никуда не деться. Просто так сложилось, что в вебе он более ощутим, о нем больше говорят, чаще пишут. И, наверное, здесь его проще отследить, вычленить и расставить для себя приоритеты при создании продукта.

Есть разные субъективные мнения о шедеврах дизайна. Например, шедевр промышленного дизайна — смартфон, каким он стал сейчас. В графическом дизайне также есть свои гениальные логотипы и сочетания цветов. Есть ли шедевры в UI/UX?

Вопрос интересный и сложный. Тут нужно понимать, что UX работает в тесной связке с определенным объектом, поэтому их нужно воспринимать как нечто целостное. Мы неотделимы от нашего опыта, мы можем эволюционировать благодаря этому опыту, поэтому сложно сказать, что есть какие-то отдельные фишки и вещи, которые присущи только UX-дизайну. Здесь я затрудняюсь ответить, что бы могло стать эталоном, для каждого он, наверное, свой, если мы берем опыт конкретного пользователя. По поводу графического и продуктового дизайна — да, действительно, там можно выделить какие-то вещи, которые обозначают вехи в становлении и развитии направления, но везде опыт пользователя присутствует, опыт взаимодействия с продуктом, брендом, логотипом. Тут каждый дизайнер выбирает сам, какие он расставляет приоритеты.

User Expirience и User Interface — очень близкие взаимосвязанные вещи, их принято писать вместе. Но UI может заняться и графический дизайнер, а в UX важен элемент психологии. Может ли разработкой заниматься один человек, или нужна команда?

Лично я сделал бы ставку на команду, потому что UX мне видится дисциплиной на стыке разных наук, должностей и профилей. Это может сделать один человек, но очень талантливый и с обширной базой знаний. Команда с такой задачей справится успешнее — как раз за счет разного опыта, разных уровней понимания.

Когда речь идет о графическом дизайне, часто даже неважно, красиво сделано или некрасиво, хорошо или плохо, главное — заказчику нравится. А если говорить об интерфейсах и веб-разработках? Каков процесс? Нужны ли какие-то психологические или социологические исследования, испытание человеком?

Естественно, разработчики интерфейсов опираются на аналитические выкладки, и хорошо, если это так. Нужно понимать, что с коммерческими задачами все немного иначе: в приоритете скорость и бюджет. Аналитика в таких задачах, если бюджет не позволяет, оказывается слабой стороной, выводы могу быть сделаны на основе в том числе субъективных данных. Дизайнеру каждый раз приходится бороться с собой, чтобы не привнести свой взгляд, свой вкус и свое видение. Как сделать так, чтобы не навредить? Это очень важный вопрос для дизайнера. Естественно, свой вклад вносит заказчик, который также может повлиять на реализацию, и не всегда в лучшую сторону. Но если команда собрана правильно, то пожелания заказчика учитываются, проводится аналитика, тестирование до и после. Мы обговариваем все с заказчиком на ранних этапах, стараемся проводить достаточно глубокие исследования. Только так можно разработать продукт, который будет востребован долгое время и понятен пользователю.

Есть ли проекты, которыми вы гордитесь?

Мы принимали участие во многих проектах. Сейчас активно сотрудничаем с компанией КДВ, разрабатываем несколько продуктов. Все, что мы делаем для них, — на достаточно высоком уровне, но нам есть куда стремиться чтобы улучшить каждый проект. КДВ это заказчик, который прислушивается, побольше бы таких. Нам интересно в этом случае пройти все этапы погружения, в том числе глубокий анализ. Мы разрабатываем для них транспортную биржу перевозок, это был большой проект, который был нам очень интересен. Мы провели несколько исследований для проверки гипотез, общались с водителями фур, создали несколько интерактивных прототипов, которые тестировали на целевой аудитории. Было очень интересно: как поведут себя пользователи, как они будут делать выбор между различными фичами в приложении, на что они обращают внимание, а что игнорируют. Мы приглашали их к себе, сами выезжали на стоянки. У проекта было две целевые аудитории: водители, которые пользуются приложением в кабине, и логисты, которые строят им маршруты и которые обращают внимание на другие вещи и ведут себя иначе.

Говорят, что графическому дизайнеру лучше не быть художником, это может все испортить. А UI/UX-дизайнеру кем лучше не быть?

Умение рисовать для дизайнера будет плюсом, но если дизайнер умеет очень хорошо рисовать — то он, скорее, иллюстратор. У нас в компании работают люди, которые умеют рисовать, у некоторых из них художественное образование, я в этом ничего плохого не вижу, люди бывают очень разные. Но бывает, что человек рисует, например, с десяти лет, и ему сложно перестроиться, делать что-то иначе. В дизайне другие правила, которые необязательно связаны с художественным вкусом. Человек, который занимается UI/UX-дизайном, должен быть разносторонним. UX — это не только дизайнер, но и менеджер, исследователь, отчасти тестировщик. Человек-оркестр, который соединяет в себе разные знания и создает результат.

Назовите три качества, без которых UX-дизайнеру не обойтись?

Первое — ответственность. По градусу ответственности можно судить, получится интерфейс или нет. Безответственный человек вряд ли добьется успеха здесь. Второе — навыки тайм-менеджмента. Нужно уметь расставлять приоритеты и делать неважные вещи в последнюю очередь. Часто бывает, что дизайнер кидается на задачу, вязнет, и это сказывается на сроках и качестве. Нужно понимать не только то, что ты делаешь и для кого, но и в какие сроки. Третье качество — инициативность. UX-дизайнер должен уметь инициировать правильные вещи, интересные, должен подумать и сказать: нужно ли тестировать? Нужно ли глубокое интервью? Он должен понимать процесс в целом, уметь быстро что-то предлагать, доказывать свою точку зрения и быть готовым к обсуждению.

Если вдруг человек сходил на «Город IT», вдохновился и из графического дизайна решил перейти в UX, что делать? Как быть с обучением?

Для себя нужно решить, что будет приоритетным. Если хочешь сам разрабатывать и сам рисовать, нужно наращивать базу знаний. Если интересно UX как организация команды, то это другие навыки, и о рисовании можно забыть. Бывает, что люди совмещают все навыки и выполняют эффективно любые задачи. Нужно отдавать себе отчет, что с графическим дизайном не покончишь так сразу и навсегда, скорее всего, переход займет какое-то время. Я бы посоветовал либо пройти стажировку в интересной компании, либо выбрать себе наставника, который передаст необходимый начальный опыт. Диджитал и веб — это другой взгляд и другое отношение, появляется куча новых правил, которые дизайнер ранее не знал. Почему наставник, а не курсы? Образование — это, как правило, теоретическая база, которая непонятно, пригодится или нет. С наставником переход произойдет быстрее — не несколько лет, а год, например. При этом наставник поделится фишками, поможет устроиться на работу и с первыми проектами, проведет от самого начала и до конца.

Насколько реально в Томске найти стажировку или профессионала, который взялся бы обучать?

Я считаю, что это реально. Если человек решился, то нужно планировать процесс перехода, придумывать, чем он хочет заниматься, либо попросить о помощи. Я думаю, люди, которые действительно заинтересованы, смогут найти рычаги воздействия на гуру, потому что многим из них просто необходимы ученики, которым можно передать свой опыт. Такое взаимодействие полезно для тех и других. Конечно есть и компании, которые готовы растить профессионалов, нужно просто пробовать до них достучаться. Если тебе кажется, что фирма тебе подходит, я не вижу каких-то проблем с тем, чтобы прийти, познакомиться, поговорить с менеджером, обсудить варианты стажировки. Главное — начать. Это раньше надо было кого-то знать, чтобы у кого-то где-то был родственник, сейчас все проще немножко.

Стоит ли оставаться в Томске, для того чтобы стать UX-дизайнером?

Давайте будем реалистами, этот вопрос упирается в бюджет. Если бюджет заинтересованного дизайнера позволяет ему съездить на стажировку в Голландию к примеру или другие страны, — без проблем. Если решает закончить онлайн-курсы, ничего плохого нет. В учебном заведении поучиться — тоже будет плюсом. Главное — понять, ты хочешь зарабатывать прямо сейчас или готов вкладываться в обучение.