Сергей Жвачкин: «Команда управленцев «Газпрома» приехала за инновациями к нам»

Российский управленец и государственный деятель. Губернатор Томской области. Президент футбольного клуба «Томь».

Экономическая политика Томской области разделилась на два фронта. Фронт регионального центра по-прежнему делает ставку на инновационный и промышленный рост. Фронт томского села и нефтегазового севера активизирует работу в сфере природопользования. О перспективах такой диверсификации рассказал губернатор Томской области Сергей Жвачкин.

- Сергей Анатольевич, когда вы приступали к руководству Томской областью, многие поговаривали о том, что с инновационным курсом развития теперь региону придется распрощаться. Насколько были обоснованы ожидания?

- Мне тоже приходилось слышать, что газовик Жвачкин, став губернатором, «разрушит то, что создавалось годами». Во-первых, всегда и всем говорю: нефтегазовый комплекс — это та отрасль, где наиболее активно применяются инновации и высокотехнологичное оборудование. Те проекты, которые сегодня Томская область реализует совместно с «Газпромом», находятся на переднем крае инновационного развития. Во-вторых: в традиционных для региона отраслях экономики значительный прорыв едва ли возможен, а потому ставку мы делаем именно на инновационную, новую экономику. Ее долю в валовом региональном продукте планируем увеличить с сегодняшних 8 до 25 процентов.

- И каков инструмент достижения этой цели?

- Наше главное преимущество — это колоссальный интеллектуальный потенциал университетского города, томский научно-образовательный комплекс. Недавно с гендиректором Агентства стратегических инициатив Андреем Никитиным мы открыли Академию биотехнологической и фармацевтической промышленности на базе Национального исследовательского Томского политехнического университета (ТПУ) - корпоративный образовательный центр компании «Р-Фарм». Так вот, современное оборудование, аналогов которому в России — по пальцам сосчитать, установлено на мебели, которая стоит в университетском здании еще с царских времен. Я считаю, это очень символично — хорошая научная школа и современные образовательные, исследовательские технологии соединились вместе. Мы очень многое сделали для того, чтобы не просто повысить степень узнаваемости томского НОКа, инновационного бизнеса, но и укрепить контакты с потребителями нашей высокотехнологичной продукции, в том числе, зарубежными. Вообще, считаю, что власть не должна за руку приводить потенциальных покупателей к нашим производителям hi-tech продукции. Задача власти — быть мостиком между ними. О чем я говорю. Совсем недавно в Томске прошел конгресс с международным участием «Энергосбережение-2012», на площадках которого работали наши западные партнеры — представители Германии, Великобритании, Нидерландов. А делегацию Дании, состоящую из представителей таких мировых компаний, как Grundfos, Kamstrup и Danfoss, возглавил лично посол Королевства Том Рисдаль Йенсен. Свой интерес к нашему региону он объяснил тем, что Томская область является наиболее перспективной с точки зрения научно-технического и технологического развития. Успешный опыт сотрудничества между бизнесом Дании и Томской области уже существует, и наша задача — эти рамки расширить. Можно привести в пример и недавний визит главы «Газпрома» Алексея Борисовича Миллера: финальной частью его пребывания на томской земле стала презентация продукции пяти наших предприятий — Томского электромеханического завода, «Сибкабеля», «Манотоми», «Микрана» и «Томской электронной компании». «Газпром» заинтересован в эффективной реализации программы импортозамещения, регион — в увеличении поставок томской продукции для дочерних компаний концерна. Разумеется, газовики даже рассматривать не будут устаревшее неэффективное оборудование, зависимое от человеческого фактора. Мировой энергетической компании важно наладить технологический процесс с помощью оборудования, эффективного во всех смыслах. Новые разработки должны оптимизировать эксплуатационные расходы, соответствовать высоким экологическим стандартам. Что это, если не инновации? И за этими инновациями команда управленцев «Газпрома» приехала к нам.

- Какие проекты Томская область реализует совместно с «Газпромом»?

- Проектов много, но, пожалуй, главный — программа газификации и газоснабжения региона. Стыдно сказать, но в Томской области, которая в промышленных объемах добывает природный газ, через территорию которой проходит одна из самых значительных для России газотранспортных магистралей, средний уровень газификации один из самых низких в стране — около 8,5 процента. Программа, к реализации которой мы с «Газпромом» приступаем, — трехлетняя, рассчитанная до 2015 года. По предварительным оценкам, Томская область инвестирует в нее 7 миллиардов рублей, концерн — 4 миллиарда. На газ будут переведены 100 котельных, подключены к распределительным сетям 25 тысяч потребителей. Четыре муниципальных района планируется газифицировать с использованием технологии сжиженного природного газа. Из регионального бюджета текущего года мы уже выделили более полумиллиарда рублей на разработку проектно-сметной документации для газификации областного центра и пяти из шестнадцати сельских районов области. Природный газ станет очень хорошим инструментом для повышения инвестиционной привлекательности наших территорий, их социального развития, уровня комфортности жизни томичей. В ходе недавнего визита в Томск главы «Газпрома» мы договорились об открытии на базе ТПУ, Томского техникума информационных технологий и учебного центра компании «Газпром трансгаз Томск» образовательного кластера. Причем мы создадим не просто образовательный центр газовой промышленности. Как сказал Миллер, он хочет видеть Томскую область в статусе кузницы кадров компании. Это еще одно подтверждение потенциала нашего научно-образовательного комплекса.

- Кроме газификации, какие проекты могут дать импульс в развитии негородских территорий Томской области?

- Очевидно, что наши муниципальные территории, лишенные крупных предприятий, могут обеспечить занятость населения и рост налоговых доходов только за счет природных ресурсов. В первую очередь, я имею в виду лес, рыбу и дикоросы. Эти отрасли нам нужно выводить из теневой экономики, систематизировать их работу. Возьмем лесозаготовки: при расчетной лесосеке в 10 миллионов кубометров древесины сегодня заготавливается в пределах 3 миллионов кубометров. Нам нужно до 2020 года втрое увеличить объем лесозаготовки, и в пределах региона перерабатывать весь заготовленный лес. Другой пример — рыбная отрасль. В свое время я застал мощный рыбный комбинат, работающий на томском севере, и известный на весь Советский Союз своими консервами. Что, рыба закончилась? Или люди кушать перестали? Мы приняли решение о возрождении рыбной отрасли. Будем создавать одно крупное предприятие, сеть рыболовецких артелей и нескольких пунктов первичной переработки рыбы. По нашим оценкам, производство может составить 6-7 тысяч тонн рыбы в год. Сегодня этот источник налоговых доходов отсутствует в принципе. Разумеется, проекты в сфере сельского хозяйства мы тоже поддерживаем. В уходящем году в развитие агропромышленного производства областной бюджет инвестировал свыше 1 миллиарда рублей, на социальное развитие села — свыше полумиллиарда. Вместе со средствами федерального бюджета томское село получило 2 миллиарда 350 миллионов рублей. В основном эти деньги направлены на субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, на поддержку программ модернизации производств, развитие малых форм хозяйствования. Как результат — в уходящем году мы ввели в эксплуатацию современный тепличный комплекс, построенный с применением энергоэффективных технологий, продолжаем строительство животноводческого комплекса и реконструкцию одной из птицефабрик, в 15 хозяйствах ввели в строй новые зерносушильные мощности.

- Как разрешаете объективный конфликт между региональной государственной властью и муниципальными образованиями, неизбежно возникающий вокруг налоговых диспропорций?

- Это противоречие сведется к минимуму, если мы будем предоставлять муниципалитетам больше финансовой самостоятельности. Одним из моих первых управленческих решений стал пересмотр межбюджетных отношений в пользу муниципальных образований. Уже с 2013 года в местных бюджетах будут оставаться доходы от сельскохозяйственного налога, налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых и 30% налога, который уплачивают предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения. С другой стороны, делить и перераспределять легче всего. Мы ставим задачу главам муниципалитетов увеличивать доходную часть местных бюджетов. В среднем план увеличения доходов на 10% выполняется, но в основном за счет НДФЛ, рост по которому происходит главным образом за счет роста зарплат бюджетников. Кого мы обманываем? Только себя. Проблема ведь заключается в том, что 15 муниципальных районов из 20 на сегодняшний момент не смогут выполнить свои расходные обязательства даже в том случае, если им оставлять все налоговые доходы — и региональные, и федеральные. Поэтому одними из приоритетов областной исполнительной власти в 2013 году станут программы развития производства, малого и среднего предпринимательства, привлекательной инвестиционной политики. Источник: ИТАР-ТАСС