Владимир Веснин: «Продавать инновации — это как ездить на велосипеде»

К тридцати годам Владимир Веснин успел выучиться на физика-ядерщика и юриста, поработать в лаборатории института высоких напряжений. Сегодня Владимир директор компании «Микрофьюжн». С ним мы поговорили о том, кто и зачем продает научные разработки и зачем компаниям инновации.

Предыстория

Кабинет Владимира Веснина находится на окраине Томска, в Особой экономической зоне. Эту самую ОЭЗ технико-внедренческого типа он помнит еще в чертежах на бумаге, в 2005 году. Тогда только-только стало зарождаться понимание, что бизнес-инкубаторы, технопарки и тому подобные вещи могут быть связаны с наукой. Владимир учился на втором курсе физико-технического факультета ТПУ, когда его позвали в консалтинговую компанию — продумывать стратегию вывода инновационных проектов на рынок. Очень скоро студент-физик дорос до начальника отдела коммерциализации научно-технических разработок. Сейчас Владимир занимается продвижением на рынок нанопокрытий компании «Микрофьюжн».

Нанопокрытия в красной коробочке

Владимир достает красный пластмассовый футляр, в котором лежат несколько круглых штучек, похожих на шпульки для ниток, какие бывают на швейных машинках. На самом деле это твердосплавные пластины, упрочненные по инновационной технологии. Дело в том, что «Микрофьюжн» занимается разработкой и производством оборудования для упрочнения деталей в машиностроительной сфере. И наношпульки имеют к этому прямое отношение, потому что благодаря инновационному нанопокрытию их изноустойчивость повышается в разы и заменять их приходится реже.

— Берем кусок металла, из которого нужно сделать какую-нибудь деталь, например, элемент сцепления. Чтобы придать этому куску форму, требуются специальные инструменты для резьбы, — объясняет Владимир и для наглядности открывает картинку на своем айфоне. На картинке — сверла, фрезы и твердосплавные пластины. — На них уже насажены наши шпульки, они же — пластинки с инновационным сверхтвердым покрытием. Металл, обработанный с помощью такой технологии, становится устойчивее к повреждениям и коррозии. А детали сцепления и элементы двигателя внутреннего сгорания, упрочненные нашей технологией, дольше служат. Эти пластинки могут быть разного размера, разной формы — хоть круглые, хоть квадратные. Суть в том, что на них нанесено специальное покрытие, позволяющее увеличить стойкость материалов.

Инновации и потребитель

— В «Микрофьюжн» у меня есть понимание потребителя, я знаю, что ему нужно. Мы с ним на одном языке говорим.

— Обычно происходит как-то по-другому?

— Обычно непонятно, что делать с большинством разработок, зачем они нужны и кто потребитель. С каждым проектом нужно разбираться и искать потребителя. Ведь инновация — это не изобретение или разработка, это в первую очередь новая добавочная ценность существующего продукта, которая может удешевить и улучшить какое-то качество. Инновации — это инструмент для компаний в конкурентной борьбе.

— А почему в науке не остались?

— Я учился в аспирантуре, занимался разработкой оборудования для модификации древесины. Работал и одновременно получал второе высшее. Наукой приходилось заниматься по ночам. Сам процесс научной разработки очень медленный, тяжелый. В науке ты примерно видишь результат, но совершенно непонятно, что с этим делать. Я понял, что мне интересно видеть результат своих усилий в готовом продукте, мне намного интереснее заниматься внедрением разработок в жизни.

— Что отличает инновационного менеджера?

— Наверное, азарт первооткрывателя и желание сделать что-то, что еще до тебя никто не делал. У меня есть большое желание выводить на рынок совершенно новые продукты и находить варианты внедрения и применения инноваций в среде сопротивления и неприятия.

— Не выгораете на такой работе, постоянно столько сопротивления и непонимания?

— Знаете, для меня это — не работа. Мой коллега, гендиректор компании Олег Лысак, называет это «лайфстайл». Я с ним согласен. Потому что задачи, которые я ставлю перед собой и коллегами, намного шире, нежели должностные обязанности. А для того, чтобы не выгорать, как вы говорите, я занимаюсь спортом. Три раза в неделю при любом состоянии. А чтобы семью видеть чаще, жену с собой в спортзал беру.

Эксперт.Ру