10 советов от Алексея Князева: верить в себя и свои идеи

Опубликовано 17.07.2014 г.

Заместитель губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и инновационной политике, доктор химических наук, в недавнем прошлом – заведующий лаборатории каталитических исследований ТГУ Алексей Князев о том, как создавать команду для становления инновационного бизнеса.

КнязевАС.JPG

По результатам работ коллектива, возглавляемого Алексеем Князевым, создан ряд патентов и ноу-хау, которые переданы по лицензионным соглашениям группе инновационных компаний. На базе ТГУ были созданы в рамках ФЗ No218 малые инновационные предприятия: 2009 г. - ООО "Альдо-Фарм", 2011 г. - ЗАО "Альдомед", 2013 г. - ООО "Глитерго". Совместные разработки ТГУ ведутся совместно с ООО "Новохим", ООО "Глиоксаль-Т". Деятельность малых инновационных предприятий направлена на создание приоритетных продуктов на основе глиоксаля, и являются востребованными для российской и зарубежной промышленности.

1. На начальном этапе, когда собираете команду, сразу договоритесь о том, на каких условиях вы будете расставаться. Желательно договориться не только о том, как будете начинать дело, но и том, как будете расходиться, чтобы потом не было мучительно больно. Всегда лучше определяться на старте.

2. Команду необходимо собирать с особой внимательностью. Очень важно, чтобы в команде были представители как можно большего количества сфер: не только технари, также экономисты и продажники. Команда должна быть разношерстной. Я часто встречаю компании, которые основаны людьми из одной профессиональной сферы, например, биологами. Как правило, коллектив подобных организаций испытывают из-за этого огромные проблемы.

3. Очень важно не лениться и пользоваться всеми возможностями, которые предоставляются компаниям. Есть риторика, что государство никак не помогает, но есть и другая сторона – существуют тысячи форматов поддержки начинающих компаний, есть миллионы фондов, однако, многие про них не знают или не хотят прилагать тех усилий, которые для этого требуются.

4. Очень важно найти наставников - состоявшихся бизнесменов, которые могли бы посоветовать, может быть, даже помочь ресурсно. Найти их можно на различных мероприятиях, форумах, где учат основам бизнеса, продаж и менеджмента. В Томске большое количество подобных мероприятий проводит Торгово-промышленная палата.

5. При ведении бизнеса необходимо постоянно повышать свою квалификацию, учиться новому, и для этого в Томской области есть все. Много подобных мероприятий проводят в ОЭЗ и в университетах, нужно просто следить за информацией.

6. Очень важно планировать свою деятельность, составить и вести некий бизнес-план для себя любимого, где идеологически и математически нужно прописать то, как вы видите свой бизнес.

7. Необходимо блюсти культуру бизнеса. У нас в стране есть великая проблема – мы обещаем и не делаем, или делаем, но очень медленно. Мы медленно отвечаем на письма, отвечайте на них в тот же час, не откладывайте ничего на потом – это сразу же повысит доверие к вам партнеров, особенно зарубежных.

8. Если ваш бизнес связан с производством, то везде должен быть порядок, все должно быть в чистоте. Казалось бы, металлургическое производство или производство краски – все вокруг в копоти, все заляпано. Если в этой комнате хранится инструмент, зачем в ней мыть пол? Нет, нет и еще раз нет, необходимо блюсти чистоту и порядок, это сильно сказывается на производительности труда, на состоянии коллектива. Везде, в каждом уголке чистота и порядок до педантичности. Во многом этим могут похвастаться немцы, и с этим связан их успех. Порядок в кладовке – порядок в голове.

9. Очень важно работать с персоналом, чтобы была четкая система и понимание, чтобы они тонко чувствовали своего руководителя и понимали, для чего они работают. Нужно проводить круглые столы, общаться с коллективом, проводить аудит и следить за производительностью. Мы прекрасно знаем, что русский человек менее производителен, чем представитель другой национальности. Это значит, что то, что мы делаем целый день, среднестатистический немец сделает за сорок минут, а японец за двадцать. Нужно об этом помнить и работать над собой.

10. Нельзя думать, что какие-то двери перед вами закрыты. Понятно, что все говорят, что рынки заняты госкорпорациями, за границей нас не ждут, госзакупки коррумпированы…Поверьте мне, можно решать эти проблемы, и можно найти варианты выхода на рынки. Я не раз сталкивался с сотрудниками госкорпораций, которые говорили о большом количестве денег, выделяемых на проекты, но никто не подает на них заявки. Иногда лучше идти в лоб, напролом. И, конечно же, верить в себя и свои идеи.