best websites of the world

DevPRO’18: Преодолевая интровертность

Опубликовано 14.05.2018 г.
В Томске 12 мая прошла конференция разработчиков DevPRO, которая собрала более 30 спикеров из России и мира, а также 700 участников. О том, как преодолеваются коммуникативные барьеры и строится томское IT-сообщество, рассказывают организаторы и участники события.

Первое, что видишь, когда заходишь с бизнес-корпус ТГУ, — это огромная очередь на регистрацию, которая хвостом обвивает весь холл первого этажа. Раздраженных ожиданием при этом не видно: очередь движется быстро, и все стоящие в ней с кем-то разговаривают и переписываются. В основном здесь молодые люди: студенты и специалисты, некоторые из них — с бейджем, который говорит об их принадлежности уже не к университету, а к IT-компании.


«В Томске много IT-компаний, в которых работают молодые специалисты и даже студенты. Для этого есть среда, есть условия, поэтому такие ивенты как DevPro здесь необходимы. Не каждому маленькому городу это нужно. В каком-нибудь Братске, например, не нужно. Здесь, в Томске, люди, помимо того, что приходят, слушают доклады, общаются, они создают своеобразную субкультуру айтишную, которая положительно влияет на развитие отрасли в Томске, тем более что здесь есть на это спрос», — прокомментировал спикер из Москвы, старший фротенд-разработчик компании SibEDGE Вячеслав Абрамов.

Открытие только через полчаса, а холл второго этажа уже полон людей: они стоят вокруг интерактивных стендов, пытаясь выиграть стикеры в профессиональном квизе с телеграм-ботом или передвинуть предмет силой мысли. Другие предпочитают неформальное общение в креслах-мешках, разбросанных по холлу.

«Мне кажется, количество участников сегодня говорит само за себя. Очевидно, существует потребность в такой коммуникации, потому что в основном задачи, которые стоят перед айтишниками, предполагают некоторую интровертность, — рассуждает начальник регионального департамента инновационной деятельности Александр Осадченко. — В то же время интровертность не может быть исключительной: когда нет коммуникации, одни и те же команды выступают в одних и тех же отраслях. Чтобы этого не происходило, нужны такие площадки. Важно даже не столько посмотреть спикеров — они доступны на YouTube, они вдохновляют и зажигают. Но есть еще и вторая сторона — это нетворкинг, коммуникация. Люди находят здесь себе работу, находят новые проекты, очень многие делятся своими профессиональными знаниями и опытом: что получилось, а что не вышло, куда не ходить, а где более интересно. В Томске мы видим сформированное IT-сообщество… Это не только классическая конференция «Город IT», но и другие яркие события, которые собирают людей. Все это ведет к главной цели — у разработчиков, у томичей закрывается потребность в общении, и, таким образом, мы нацелены на то, чтобы сохранить людей, уменьшить отток человеческого капитала из Томской области. Нет необходимости ехать в Москву или США, чтобы послушать Марка Смита, нет необходимости переезжать и пытаться устроиться на работу в Google, когда многие компании работают удаленно для крупных международных корпораций, все это можно делать у нас, здесь».


«Это очень важно, чтобы в IT-городе было не одно ключевое событие в отрасли, — добавляет представитель сообщества «Город IT» Федор Скворцов. — Программисты-интроверты — это в каком-то смысле стереотип. Программисты точно такие же люди, как и все остальные, они могут быть разными. К тому же зачем вообще что-то преодолевать? Быть интровертом тоже неплохо, это позволяет оставаться стабильным, концентрироваться, держать фокус, чтобы создавать новое. Мы поддерживаем любой обмен опытом. Экосистема создается уже не год и не два, за это время в Томске сформировалось сообщество, и хочется, чтобы в этом сообществе появлялись новые точки роста, новые команды, новые компании, которые работали бы над новыми прорывными проектами. Коммуникативные площадки делают бренд томского IT в том числе и для молодых разработчиков, чтобы замотивировать их присоединяться к сообществу и создавать что-то».

Во время открытия с установочным докладом выступает спикер из США Марк Смит. Он поднимает на вытянутой руке свою книгу о маркетинге в IT. «Кто хочет получить мою книгу бесплатно?» — спрашивает он. Несколько человек робко вытягивают руки. «Кто действительно хочет эту книгу?» — повторяет Смит с нажимом. Люди начинают неуверенно выкрикивать и даже подпрыгивать. Смит непреклонен: «Я хочу увидеть человека, который хочет получить книгу!» Внезапно из толпы вырываются двое молодых людей, один обгоняет другого и выхватывает книгу из рук Смита под аплодисменты. «Именно это и нужно делать! Нужно поднять свою задницу!» — прокомментировал Смит.

«Готовы ли айтишники для такого формата коммуникации? К подаче в стиле Марка Смита? Это мировой формат. Все презентационные выступления будут смещаться в сторону актерской подачи материала, потому что это помогает удерживать внимание и выдавать эмоцию, — поясняет организатор конференции и директор компании «Рубиус» Сергей Дорофеев. — Это гораздо интереснее, чем просто считать информацию со слайда, а люди приходят на конференцию в первую очередь за эмоциями и за общением. Если посмотреть на предыдущие годы, максимальные оценки имеют не самые насыщенные информацией выступления, а самые эмоциональные. Сейчас я вижу положительную динамику, люди становятся более открытыми, менее закомплексованными, действительно образуется профессиональное сообщество. Люди гораздо легче приходят на такие события, потому что видят много знакомых лиц. Я думаю, что этот тренд будет продолжаться, он положительный. На первой конференции все смотрели друг на друга исподлобья, сегодня все по-другому. Возможно, потому, что они уже знают, чего ждать от конференции».

После все расходятся по секциям. Несмотря на то, что конференция позиционируется в основном как коммуникативная площадка, в холле остаются буквально несколько человек, все остальные занимают свободные места в аудиториях: на стульях, ступеньках, в проходах.
 

«Разумеется, в основном это все же тусовка, но и узнать что-то новое можно. Когда ты находишься в вакууме и просто варишься в своем соку, ты ничего не видишь вокруг: новых технологий, в какую сторону все развивается. Такие конференции дают возможность узнать новое. Сюда я пришел целенаправленно, чтобы послушать доклад о WebSocket, это тема, которой я уже занимаюсь, мне интересно, как это реализовано у других, и, возможно, перенять опыт», — рассказал фротенд-разработчик компании USERSTORY Александр Сухушин.

В одной из аудиторий мы снова натыкаемся на Марка Смита, который очень эмоционально, в формате стендапа с шутками и личными историями рассказывает о том, чего же хочет клиент от IT-компании, и как спроецировать концепции B2C на B2B. После лекции зависает небольшая пауза, но слушатели тут же начинают поднимать руки, задавать вопросы без переводчика, напрямую.

«Я думаю, что томская аудитория полна энтузиазма и волнения, я вижу очень много молодой энергии, ушей, которые хотят слышать, хотят учиться, людей, которые готовы захватить этот мир. Я бы не сказал, что люди неэмоциональные или интровертные, они много смеются, я думаю, что молодые ребята в Томске сейчас гораздо больше готовы выражать свои эмоции, чем раньше, я был здесь пять лет назад и вижу, что сейчас участники гораздо более отзывчивые и общительные», — отметил Марк Смит по итогам лекции.
 

В этом году конференция показала рост участников практически в два раза по сравнению с прошлым годом, и это при том, что регистрацию пришлось остановить на 700 в силу ограниченных возможностей площадки. Организаторы поговаривают о том, что следующий год должен быть масштабнее: больше площадок, больше дней. Но уже сегодня собравшиеся на конференции разработчики, спикеры и гости смогли увидеть процесс и результат одновременно: они встретились, чтобы пообщаться, и в процессе, в этом месте и в этом времени, они собрали воедино целое сообщество. Нужно ли было айтишникам преодолевать интровертность? Или это всего лишь стереотип, который рассыпался по щелчку?


Текст Алены Альковой
Фото Юрия Савича