Объекты и сроки: чего ждать от обновленной концепции «ИНО Томск»

Опубликовано 23.01.2015 г.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 14 января 2015 года утвердил обновленную концепцию «ИНО Томск». Это означает, что созданная в Томской области стратегия инновационного развития, включающая в себя как создание инновационного научного центра и транспортной инфраструктуры, так и развитие промпроизводств на территории региона, получит финансирование из федерального бюджета.

Источник: РИА Томск

Подробнее о том, чего ждать жителям Томской области от «ИНО Томск», какие проекты будут реализованы и как скоро, рассказал журналистам заместитель губернатора Томской области по экономике Андрей Антонов.

Продолжение следует

Первоначальная концепция создания в Томской области Центра образования, исследований и разработок («ИНО Томск 2020» появилась в Томской области 2010 году, в 2011 она была одобрена правительством РФ. Тогда программа предполагала строительство университетского кампуса, автодороги Академгородок - аэропорт и другие проекты. Ее бюджет оценивался в 39,9 миллиарда рублей на три года.

В апреле 2014 года была создана межведомственная рабочая группа по актуализации этого проекта. Обновленная концепция в настоящее время включает в себя пять направлений: «Передовое производство», «Наука и образование», «Технологические инновации, новый бизнес», «Удобный и умный город» и «Деловая среда».

Внебюджетная основа

По словам Антонова, обновленная концепция также рассчитана на период до 2020 года. Стоимость мероприятий, заложенных в ней, пока оценивается в 250 миллиардов рублей.

«Стоимость реализации некоторых проектов может меняться. Особенность бюджетного процесса заключается в том, что мы должны подавать заявки на финансирование того или иного проекта ежегодно. Когда мы подаем заявку, всегда идет уточнение проектно-сметной документации (ПСД). А по многим проектам ПСД еще только разрабатывается, в программу же заложена примерная стоимость, основанная на экспертной оценке», - пояснил Антонов.

Мероприятия программы на 65% будут финансироваться из внебюджетных источников, в том числе за счет средств госкорпораций, таких как СИБУР, «Газпром», Росатом и других. Оставшиеся 35% примерно в равных долях поделят между собой федеральный и областной бюджеты.

«Также мы рассмотрели предложения наших местных бизнесменов, чей бизнес связан с лесопереработкой и возобновляемыми природными ресурсами – рыбой, дикоросами. Планируем привлечь к финансированию отчасти и томские IT-компании, которые давно и успешно работают на территории области. Хотим их собрать в некий консорциум, чтобы сделать взаимодействие с ними более управляемым», - добавил замгубернатора.

Антонов пояснил, что все мероприятия концепции «ИНО Томск» заточены под конкретные государственные программы поддержки.

«Мы основывали эту программу не на простых «хотелках», а на конкретных госпрограммах, в которых мы можем принимать участие. Объемы федерального софинансирования по каждой из программ разные. По одной, например, 50% на 50% федеральные и областные средства, по другой соотношение 10% на 90%, по некоторым объем софинансирования определяется на конкурсной основе", - уточнил собеседник агентства.

Начнем с дорог

В перечень объектов, которые будут в первую очередь реализованы в рамках концепции, вошли инфраструктурные проекты. В частности, речь идет о строительстве дорог Томск - Тайга и Томск - Асино, которые, по оценкам экспертов, дадут большой толчок для развития лесной промышленности Томской области.

«Идеология такая: сейчас мы должны вложиться в инфраструктуру, за счет развития производств пополнить налогооблагаемую базу и с этой налогооблагаемой базой участвовать в софинансировании дальнейших проектов. Параллельно с этим будет идти работа над проектом «Томские набережные», - пояснил Антонов.

По словам замгубернатора, реализация этих проектов намечена на период до 2017 года включительно. Вместе с этим в 2017 году планируется начать реконструкцию взлетно-посадочной полосы Томского аэропорта, а также провести освещение на подъездах к Томску с трассы Р-255 «Сибирь» (Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск).

Также на 2017 год запланированы работы по реконструкции на двух инфраструктурных объектах СХК. «Все это объекты, которые уже вошли в госпрограммы федерального уровня. Гарантия, что финансирование по ним мы точно получим, есть», - подчеркнул вице-губернатор.

Антонов добавил, что на 2015 год Томская область дополнительно получила в дорожный фонд, из которого финансируется строительство и реконструкция дорог региона, 335 миллионов рублей. «Эти деньги пойдут на те проекты, которые мы озвучиваем в рамках «ИНО Томск». Это дополнительные дотации из федерации», - прояснил Антонов.

Особый кампус

Одним из самых известных проектов первой версии «ИНО Томск 2020» было создание в Томске особой университетской среды, так называемого кампуса. Первоначально этот проект предполагал обустройство в центре города большого студенческого городка с развитой инфраструктурой и строительство новых зданий для городских вузов.

«В новой версии концепции университетский кампус — это целый комплекс построек. Будет создана возможность создать общую для всех университетов инфраструктуру в виде общежитий, учебных корпусов, спортзалов, кафе, библиотек. Все крупные университеты, самые известные в мире, организованы по такому принципу», - пояснил Антонов.

По словам вице-губернатора, главная цель – создать особую когнитивно-кампусную среду, где студенты разных вузов получат возможность жить, учиться и общаться в рамках единого пространства.

Предполагается, что на территории кампуса будет строиться и жилье для студентов, аспирантов и преподавателей. Есть идея сделать эти общежития «сборными», межуниверситетскими. «Мы хотим, чтобы там проживали студенты разных вузов, факультетов», - уточнил замгубернатора.

По словам Антонова, такой принцип очень эффективно показывает себя в зарубежных университетах. «Современная наука, и прикладные исследования в том числе, все больше становится междисциплинарной, в рамках одного проекта трудятся специалисты разных областей. Мы хотим создать в Томске среду, которая будет стимулировать к совместной работе», - уточнил он.

Не все вошло

Что касается проекта строительства автодороги Академгородок - аэропорт, ранее также входившего в концепцию «ИНО Томск 2020», то в обновленную концепцию он не вошел.

«На наш взгляд, дорога аэропорт – Академгородок пока может подождать. Для региона сейчас важнее наладить транспортное сообщение, необходимое для развития промышленности. Но тема эта не умерла. Мы изменили направленность этого проекта. Мы рассматриваем эту дорогу сейчас больше как транспортный каркас для увязки южной и северной частей Томска», - уточнил Антонов.

По его словам, разработкой данной концепции в настоящее время занимается администрация Томска. «Как только концепция будет создана, и когда мы увидим, что мы сможем доказать Москве необходимость этого объекта – то, возможно, все это воплотится в реальность. Для того чтобы получить средства из федерации на строительство этой дороги, необходимо убедительное обоснование», - поделился собеседник агентства.

Он также добавил, что перечень объектов измененной концепции не будет строго закрытым. «Возможно, каждый год список объектов будет немного изменяться – какие-то проекты будут в него добавляться, какие-то, наоборот, уходить на второй план», - уточнил он.

Одна из лучших

Антонов подчеркнул, что концепция «ИНО Томск» в настоящее время признана на уровне правительства как один из самых удачных примеров программ развития региона.

«Конечно, концепция «ИНО Томск» охватывает не все сферы жизни региона, а в первую очередь имеет инновационную направленность - акцент на развитии вузов, промышленности. <…> Этот документ - отличный пример комплексного подхода. Это признано министерством экономического развития. И на Самарском экономическом форуме тогда еще проект актуализации нашей концепции был назван почти идеальным документом в части кластерного подхода к развитию территории», - подытожил Антонов.

РИА Томск