Роман Малахов, директор компании ZOOM: «Изучить бережливое производство и говорить по-английски»

Опубликовано 12.08.2014 г.

Компания ZOOM была создана в 2010 году. За четыре года в ней разработаны десятки заказных проектов в области телекоммуникаций для операторов кабельного телевидения в России. У компании уже есть «дочки»: bombsquare – разрабатывает игры для мобильных устройств и ZOOM TV – онлайн телевидение, уже собравшее более 200 тысяч пользователей по всей России.

Роман Малахов.jpg

10 советов от Романа Малахова

Что нужно знать о работе в инновационной компании и что делать с неудавшимися идеями

1. Инновации состоят из ошибок

Вся работа в инновационном бизнесе состоит из кучи ошибок. Если мы говорим об известном бизнесе — например, о торговле цветами, — то мы можем просто составить бизнес-план, взяв цифры с рынка: сколько стоят цветы и аренда ларька, весь бизнес легко просчитать. Когда мы создаем бизнес, нацеленный на миллионы людей, на новом рынке или нише, где еще не было успешных проектов и недостаточно маркетинговых исследований, то вступает в силу творческая составляющая. Нужно догадываться, проверять, ошибаться и пробовать снова.

2. Фокус – значит знать, что не делать

Мы пришли к выводу, что не может быть одного человека, который знает всё и может принимать все решения по развитию компании. Мы стараемся сделать так, чтобы любой участник команды был инициатором идей. Задача руководителя компании в том, чтобы знать, что является фокусом компании, а что не является, и из кучи идей отметать практически всё и оставлять только те, которые помогают продвинуться в выбранном направлении.

3. Проверяй идеи в деле

Если появляется новая идея, то мы включаем таймер — две недели, за которые должны понять, сможет эта идея принести деньги или нет. Если за две недели команда способна сделать какой-то простейший вариант продукта или услуги, суметь заработать на этом хоть какие-то деньги, то мы продолжаем дальше: откроем компанию, привлечем инвестиции. Если команда не справилась, разочаровалась или стало неинтересно, значит, проект нужно убить.

4. Сейчас возможностей больше, чем раньше

Инновация — обязательное условие большого успеха. Главная задача инноваций заключается в том, что мы в своем сегменте должны стать лучшими. Мы должны предложить рынку уникальный продукт или услугу. Благодаря развитию технологий и глобализации возможностей для чего-то нового каждый день все больше. Главное — не проглядеть эту возможность, появиться в нужное время с нужным продуктом.

5. Делай паузы

Новые идеи появляются не тогда, когда ты упорно что-то делаешь, а когда ты от этого труда отдыхаешь. Поэтому у нас в компании полностью свободный график ­— можно вообще не приходить на работу. Мой день построен так: 25 минут я работаю, не отвлекаясь на звонки, коллег, письма, я четко сфокусирован на своем деле. Затем я пять минут делаю все что угодно, кроме работы. Этот принудительный перерыв позволяет отвлечься, взять паузу, а иногда понять, что я в чем-то ошибался и придумать лучшее решение.

6. Прочитай это

Для создания творческой атмосферы нужно использовать книги. Каждому стартаперу стоит прочитать The Lean Startup (Эрик Райс) и «Лин-стартап — идея, которая меняет все» (Стив Бланк). В книгах можно узнать много нового без привлечения дорогостоящих тренеров и консультантов. Там описаны методологии по созданию компаний, именно инновационных компаний. Lean необходимо научиться применять. Эта методология заставит вас сфокусироваться на ключевых задачах бизнеса, а не просто делании чего-либо.

7. Говори по-английски

Начните говорить по-английски. Не изучать, не на курсы ходить, а именно говорить — это откроет уйму возможностей. Все передовые знания и исследования публикуются на английском языке. Незнание английского — резкое ограничение возможностей, инвестиций, советников. У меня на глазах инвестиционный аналитик общался с 8 российскими стартапами, из них один или несколько могли бы в тот день получить одобрение на инвестирование. Я знаю это, потому что год назад сидел за тем же столом. Знаете, сколько из них получили деньги? – Никто. По очень простой причине – они не знали английский язык достаточно хорошо, чтобы ответить на важные вопросы о своем бизнесе. Незнание ценой в миллионы.

8. Ищи конкурентов

Если по какой-то причине вам не дают инвестиции, то, скорей всего, вы не сделали свою домашнюю работу. Не нужно думать, что инвесторы ленивые и глупые, а вы самый лучший и самый гениальный. Может быть, вы поленились и делали презентацию в последний день? Типичная ошибка – говорить, что у вас нет конкурентов. Конкуренты – это не те, кто делает тоже, что и вы. Это те, кому ваши потребители платят деньги, вместо того, чтобы платить их вам. Если же её действительно нет, то это значит, что на этом рынке еще (или уже) нет денег.

9. Не бойся продавать

Не нужно долго доводить продукт до совершенства, боясь выпустить на рынок. Нужны тестовые продажи. Если вы можете продать свой продукт до того, как вы его сделали, пусть это даже предварительный договор, значит, вы на верном пути. Если вы этого не можете, то велик шанс, что вы ошибаетесь с пониманием потребностей потребителя или неверно выбрали рынок, или в вашей команде нет продавца.

10. Настойчивый выигрывает

Все обязательно пойдет не по плану. Вероятность выстрелить — меньше одного процента, вероятность того, что компания развалится в течение года, — 50 процентов. И уберечься от этого нельзя. Смиритесь и двигайтесь вперед, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Выясните, какие показатели эффективности являются ключевыми для вашего бизнеса. Отслеживайте их на регулярной основе. Выполняйте действия, которые влияют на их улучшение. Если идея не заработала за ограниченный интервал времени – убивайте ее, либо она слабая, либо команда не может заставить ее работать. Если работает – ищите возможность улучшить ее.