Томская компания создала BIM-модель проектируемой дороги в Алтайском крае

Опубликовано 01.02.2018 г.

Томская компания «ИндорСофт» с помощью BIM-технологий создала комплексную трехмерную модель южного объезда Барнаула, совместив разработки более чем 40 проектировщиков.


Южный обход Барнаула — это дорога регионального значения в четыре-шесть полос длиной 70 километров с 26 мостами. Над ней работали более 40 групп проектировщиков. Перед томской компанией стояла задача соединить все отдельные запроектированные элементы в комплексной сводной BIM-модели, проверить её правильность и выявить расхождения и неточности. Для решения задачи «ИндорCофт» применили свою передовую разработку — систему проектирования на основе технологий BIM (building information modeling — информационное моделирование объекта строительства).

«Мы выступили в роли субподрядчика и сделали комплексную информационную модель дороги, — рассказал генеральный директор ООО «ИндорСофт» Алексей Скворцов. — Над проектом работали группы в разных городах. Саму дорогу проектировали в одном месте, трубы — в другом, три больших моста также проектировали разные группы. Некоторые группы работали в одном здании и могли совместить свои элементы проекта, другие не могли. В результате, пока мы собирали модель, оказалось, что во многих случаях нужно корректировать элементы проекта. Наш программный продукт дает возможность выполнить такую проверку вовремя, до выпуска проектной документации и начала строительства». 

По словам Алексея Скворцова, в этом дорожном проекте BIM-модель была выполнена по инициативе руководителя «Алтайавтодора» Василия Мотуза. Эта технология все активнее используется в строительстве: проектировщики и эксперты переходят от рутинной проверки чертежей к автоматизированной проверке пространственных (трехмерных) BIM-моделей. Однако для полноценного внедрения BIM-технологии необходима нормативная база, регламенты, программные продукты, а также опыт применения на пилотных проектах. Данная работа как раз является пилотным проектом, где программный продукт компании был применен на практике для BIM-моделирования при проектировании дороги.     

«Мы разрабатываем нормативы применения BIM-моделей в дорожной отрасли. Итогом должен стать предварительный национальный стандарт и регламент для Федерального дорожного агентства, в котором прописано, как работать с моделями, какие требования к ним предъявлять. В каком-то смысле это революция, потому что одна информационная модель, которая дает комплексное понимание объекта, заменит десятки томов проектной документации», — говорит Алексей Скворцов.

Он добавил, что нередко проектирование идет год, а BIM-моделирование позволяет существенно ускорить процесс. Кроме того, выявление ошибок на ранних стадиях дает возможность устранить их до начала строительства.

«Ошибки в проектировании — причина многих изъянов, которые мы видим на дорогах. На чертеже все гладко, а на деле, например, водоотвод не работает, потому что не было учтено наличие иных факторов: одни проектировщики предусмотрели водопропускные трубы, а другие их не учли не спроектировали водоотводные русла», — поясняет руководитель томской компании.


Программное решение «ИндорСофт» охватывает все стадии разработки проектной документации. В программу также можно интегрировать элементы дороги, которые сделаны в сторонних продуктах. Например — добавить мост и в общем виртуальном пространстве увязать его с остальными объектами. В готовой комплексной модели каждый элемент — это объект со своими параметрами, состыкованный с другими с миллиметровой точностью.

«Наш продукт — система проектирования автомобильных дорог — это зрелое BIM-решение, которое позволяет проектировать дорогу, искусственные сооружения, мосты, системы водоотвода, сети освещения, дорожные знаки, разметку и так далее», — подчеркнул Алексей Скворцов, отметив, что после завершения строительства трехмерная BIM-модель передается дорожникам для строительства, эксплуатации и содержания дороги.