Томские разработчики разоблачат фальсификаторов дизтоплива

Опубликовано 15.06.2015 г.

Специалисты томской компании «Шатокс» первыми в России решают задачу определения процента содержания керосина в дизтопливе, используя приборы собственной разработки.

chto_takoe_dizelnoe_toplivo.jpg

ООО «Шатокс» специализируется на производстве приборов для экспресс-анализа качества нефтепродуктов. Ключевые разработки компании — измеритель низкотемпературных показателей «Кристалл» и анализатор качества (октанометр) Shatox SX-300.

«Кристалл» отличается от зарубежных аналогов компактностью и соединяет в себе криостат и измерительный прибор. Устройство оснащено четырьмя процессорами и полностью автоматизировано, его мощность позволяет проводить измерения при температуре до 60 градусов, а для анализа достаточно 2 мл вещества. Проверка пробы топлива октанометром Shatox SX-300 занимает семь секунд: прибор выводит на дисплей октановое число (92, 95), а также может определить, какие добавки содержатся в бензине (марганец, свинец).

Оба прибора «Шатокса» запатентованы, сертифицированы и продаются по всей России, в Казахстане и на Украине — чаще всего их используют на нефтеперерабатывающих производствах и нефтебазах. Похожие устройства производят в Краснодаре, однако томские экспресс-анализаторы обладают более широким функционалом, и разработчики постоянно совершенствуют приборы.

«Сейчас мы работаем над методом измерения количества керосина, содержащегося в дизтопливе, — рассказал директор компании Валерий Шатохин. — Керосин понижает температуру застывания, поэтому его добавляют в летнее дизтопливо, чтобы выдать его за зимнее. Выявлять такой фальсификат пока никто не умеет».

Идея томских разработчиков основана на том, что температура помутнения топлива остается неизменной — независимо от присутствия в его составе керосина. Специалисты «Шатокса» хотят измерить температуру помутнения разного дизтоплива своим прибором «Кристалл» и занести эти данные в октанометр Shatox SX-300, который впоследствии сможет показывать содержание керосина в пробе.

До конца 2015 года конструкторы планируют получить патент на метод определения содержания керосина в дизтопливе и устройство, которое соединит в себе два уже работающих изобретения.