ТУСУР принимает участие в разработке беспилотного КАМАЗа

Опубликовано 02.10.2016 г.

Радиолокационный датчик, создаваемый в ТУСУРе на основе технологий, применяемых в авиации и космических системах, станет одним из основных каналов системы технического зрения для беспилотного автомобиля КАМАЗ.

tusur.2.jpg

Специалисты конструкторского бюро «Связь» ТУСУР создают макет радара для первого российского беспилотного грузовика. Это первый этап в череде работ по созданию специального автомобильного радара. Разработанные учёными ТУСУР радиолокационные датчики, совместно с данными видеокамер, позволят обеспечить полностью автономное управление транспортным средством в любых погодных условиях и в любое время суток.

- Тестовый образец беспилотного КАМАЗа был выпущен летом 2015 года, и в течение года идут испытания автомобиля. Результаты показали, что оснащение машины только видеокамерами не обеспечивает требуемой точности и надежности. Например, для точной оценки расстояния до других участников движения и их скорости, необходим именно радиолокационный канал получения информации. Еще одно достоинство радара – устойчивость к погодным условиям. В отличие от видеокамеры, радар «видит» и способен выдавать качественное изображение ночью или при плохих погодных условиях - снег, дождь, туман. Это очень важно для создаваемого беспилотного КАМАЗа, основной задачей которого является как перевозка грузов по дорогам общего назначения, так решение специальных задач, например, при тушении пожаров, в условиях сильного задымления. - пояснил руководитель СКБ «Связь», доцент кафедры теоретических основ радиотехники ТУСУР Андрей Гельцер.

Оказалось, что существующие решения не подходят по ряду характеристик, либо недостаточно универсальны. По словам Андрея Гельцера, информация с существующих радиолокационных датчиков   не всегда годится для однозначного распознавания текущей обстановки, случаются пропуски целей, иногда не хватает быстродействия, нет доступа к исходным данным для более глубокой и корректной интеграции с разрабатываемыми системами. Кроме того, внутри каждого серийного радара ведется собственная обработка поступающих сигналов с помощью довольно простых процессоров, которые просто не могут обеспечить уровень обработки сигналов требуемый заказчиком.

Разработчики КАМАЗА-беспилотника обратились в российские вузы и предприятия с предложением о совместной работе в этом направлении и разработка СКБ «Связь» ТУСУРа оказалась наиболее соответствующей уровню решаемых задач и целям проекта.

- В общем случае ситуация такая – чем лучше «видит» радар, тем больше его размер. Однако при создании беспилотника нужно совместить высокое качество получаемых изображений и небольшой размер. Используя разработанные в нашем конструкторском бюро алгоритмы обработки сигналов, мы смогли получить высокодетализированные изображения, сохранив компактные размеры радара, - говорит Андрей Гельцер.

Благодаря работе специалистов ТУСУР будет возможно создать небольшой, размером со смартфон, радар, который можно встроить в элементы обшивки автомобиля и при этом его возможности будут превосходить сегодняшние, относительно простые решения. До конца года специалистам ТУСУР предстоит создать макет радара, который затем будет проходить предварительное тестирование и испытания на разрабатываемом беспилотном автомобиле при участии специалистов ПАО «КАМАЗ». По завершении этих испытаний будет сделан следующий шаг – создание компактного прототипа разрабатываемого радара, который затем будет готовиться для серийного производства.

Макет радара создается в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки». ТУСУР в партнерстве с НИТУ «МИСиС» и ООО «НПК «ТЕСАРТ» выполняет проект «Разработка грузового автомобиля повышенной безопасности, оснащенного программным комплексом на базе технологии миллиметровой радиолокации для целей обнаружения и классификации препятствий и других транспортных средств с обеспечением функции управления торможением», ведущей организацией проекта является компания Cognitive Technologies.