Ученые составили акустическую карту Томска

Опубликовано 24.05.2019 г.

Специалисты Томского научного центра СО РАН несколько лет проводили замеры уровня шума во всех районах в разное время года и составили акустическую карту города.

14985840dca330e3b808aa792fa422f9_XL.jpg

«В лесу уровень акустического шума составляет 10–20 децибел, в Академгородке — 35–45 (это нормальные показатели, не оказывающие пагубного воздействия). Зоны высокого риска — это проспекты Ленина, Комсомольский, Фрунзе с показателями порядка 75–80 децибел, что на 20 децибел превышает нормы для районов, предназначенных для массовой жилой застройки. Постоянное пребывание и проживание там не может пройти бесследно для физического состояния человека», — рассказал Андрей Соловьев, заведующий лабораторией перспективных технологий ТНЦ СО РАН и доцент РФФ ТГУ.

По словам ученого, на основе акустической карты Томска была разработана специальная физико-математическая модель. Если задать ряд параметров — количество транспорта на единицу времени, скорость движения транспортного потока, наличие промышленных объектов, можно получить прогноз уровня шума в том или ином месте. Модель испытана в Томске, но может применяться при строительстве новых районов, для оценки уровня шума в других городах.

«Ранее считалось, что причиной ухудшения состояния здоровья человека является химическое загрязнение окружающей среды, связанное с изменением состава вдыхаемого воздуха. Однако загрязнения физических полей окружающей среды тоже влияют на состояние организма», — добавил Андрей Соловьев.

По результатам исследования ученых из Швейцарского института общественного здоровья, акустический шум от транспорта оказывает большее влияние на здоровье человека, чем связанная с ним загазованность воздуха: увеличение уровня шума приводит к повышению риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. Постоянные акустические шумы отрицательно влияют на сердечно-сосудистую, вегетативную и центральную нервную системы. Независимо от того, спит человек или бодрствует, выделяются гормоны стресса — адреналин и кортизол.

Сейчас сотрудники Томского научного центра СО РАН проводят еще один блок исследований — эксперименты показали, что увеличение уровня шума пропорционально замедляет реакцию человека (разница до нескольких десятков миллисекунд).

«Кажется, что это очень мало, но автомобиль на скорости 60 километров в час за 20 миллисекунд проедет около четырех метров — ценой нескольких метров тормозного пути может стать человеческая жизнь. Поэтому очень важно изучать влияние шума на человека, ведь окружающая среда становится все более агрессивной», — подчеркнул сотрудник ТНЦ СО РАН.

Андрей Соловьев также выпустил учебник «Акустическая экология», который будет интересен всем, кто интересуется вопросами экологии и проблемами развития современных городов.