Ученые ТГУ разрабатывают метод анализа топлива для избежания авиакатастроф

Опубликовано 10.01.2017 г.
Ученые ТГУ разрабатывают методы диагностики выхлопных газов, выделяемых при работе реактивных двигателей, промышленных предприятий, извержении вулканов, автомобилей. Это поможет в режиме реального времени определять качество топлива и вовремя предотвращать техногенные и природные катастрофы, сообщает пресс-служба вуза.

d375304e57877dac2378140cc552b7f4_lgbc9002.jpg

Работу ведет аспирант РФФ ТГУ Олег Егоров под руководством профессора Ольги Войцеховской. Ученый работает со спектрами оксидов водорода, углерода, серы и азота — молекулы этих газов образуются как при сгорании топлива, так и при окислительных процессах в природе.

«Если увеличивается число молекул диоксида серы в газовых потоках, исходящих из вулкана, то повышается вероятность извержения; зафиксировав это, мы можем предотвратить катастрофу. Аналогично можно судить и о качестве топлива, например, авиационного керосина. Для газовых продуктов его сгорания есть допустимые нормы концентраций, если выхлопные газы им не соответствуют, то значит самолету нельзя лететь, иначе может произойти крушение», — отмечает Олег Егоров.

По словам ученого, взаимодействие выхлопных газов с водяным паром, содержащимся в атмосферном воздухе, приводит к образованию кислотных дождей, поэтому непрерывный контроль выхлопов имеет значение и для решения экологических задач.

Сейчас Егоров разрабатывает физико-математические модели, описывающие спектры поглощения газов, — это длина и интенсивность оптического излучения после прохождения через молекулы выхлопного газа. Аспирант исследует спектры поглощения в диапазоне температур от комнатной (296 К) до высокой (1000 К) для одиночных газов и их смесей.

У каждого техногенного или природного объекта существует своя спектральная характеристика для выделяемых им газов. Если сравнить ее с «эталонной», то можно говорить о «правильности» процессов, происходящих внутри объекта, сделать выводы об их безопасности, подчеркивают в университете.

«Разработанные ученым методы можно использовать при создании устройства, дистанционно регистрирующего спектральные характеристики выхлопных газов и определяющего качество топлива автомобилей, функционирование промышленных предприятий, реактивных двигателей», — отмечают в ТГУ.