Выбор РИА Новости: ожидаемые события в томском образовании в 2014г

Опубликовано 05.01.2014 г.

Власти и вузы намерены сделать образование в Томске с 2014 года непрерывным; Томский политехнический (ТПУ) и Томский государственный (ТГУ) университеты планируют увеличить цитируемость ученых и озаботиться ростом доходов, а региональные чиновники придумают, как сократить очередь в садики и за чей счет построить школы.

Топ-ориентир

Одним из главных событий минувшего года для томского образования стало признание двух из шести вузов — ТПУ и ТГУ — достойными бороться за место в сотне лучших университетах мира. Они вошли в число 15 российских вузов, которым до 2020 года из федерального бюджета будут выделяться дополнительные средства на повышение конкурентоспособности в мире.

Для этих двух университетов в новом году задачей номер один станет работа над реализацией «дорожных карт» в рамках программы топ-15. В частности, им необходимо повышать цитируемость ученых, наращивать число преподавателей, занимающихся наукой, продолжить привлечение зарубежных студентов и преподавателей, а также заниматься развитием инфраструктуры и ростом доходов.

«Думаю, что в 2014 году на места в рейтинге повлияет совместная работа университетов и команды областной власти по запуску масштабных проектов: «Томские набережные», формирование делового центра в ОЭЗ «Томск», реализация инновационной стратегии региона. Рассчитываю, что впереди у региона будет много поводов гордиться вузами», — сказал РИА Новости замгубернатора Алексей Князев.

Непрерывное, инклюзивное, электронное

Между тем, как сообщил РИА Новости глава областного департамента по высшему профессиональному образованию Алексей Пушкаренко, в наступившем году общественности будет представлен новый документ — стратегия непрерывного образования в Томской области. Для его разработки по распоряжению губернатора создана специальная рабочая группа.

«Такого документа в Томской области никогда не было. По взаимному согласию, мы договорились, что стратегия будет начинаться с девятого класса и до обучения третьего поколения. <…> С одной стороны, мы в этой стратегии заботимся о молодежи, с другой — о том, чтобы, раз есть у пенсионеров потребность учиться, чтобы они могли это делать. Вот такая идея — чтобы все были при деле», — отметил он.

Пушкаренко рассказал, что проект будет доступен для общественного обсуждения. Озвучить его власти намерены в марте на XIII Сибирском образовательном форуме. Особое внимание планируется уделить в 2014 году и инклюзивному образованию в высших учебных заведениях.

«У нас, в основном, обучаются не колясочники, а люди со слабым слухом или зрением. И об этих людях необходимо заботиться. Мы хотим один из семинаров посвятить их проблемам. И в первую очередь пригласить выступить на нем самих инвалидов. Чтобы они со своей стороны сказали, что необходимо предпринять для их комфортного обучения», — отметил собеседник.

Еще одно направление, на которое будет обращено пристальное внимание, как властей, так и вузов в 2014 году — развитие электронного обучения.

«Одна точка зрения, что к 2040 году университетов не будет вообще в мире. Будут офисы, которые будут выдавать кейсы на обучение. Соответственно, корпусы и кампусы не нужны. Другая точка зрения, что кампусы будут развиваться, так как среда живая нужна. Мы хотим спор двух противоположных направлений устроить. С учетом того, что «Томские набережные» собираемся строить — это очень актуально», — отметил он.

Пушкаренко уточнил, что сейчас в томских университетах электронное обучение достаточно развито. К примеру, Томский университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) в таком режиме работает со 148 городами России, ТГУ, позиционирующий себя как евразийский университет, проводит обучение с другими российскими и казахстанскими университетами, не отстает от своих коллег и политех.

Продолжат в 2014 году вузы и привлекать иностранных студентов. Помимо Монголии, Китая и Казахстана, в этом году университеты намерены охватить также Вьетнам и Индию.

«В связи с разрешением работать с 1 января 2014 года иностранным студентам в России, возможно, к нам индийцы поедут. Раньше в Россию ездили те индийцы, у которых денег нет. Они говорили, что поедут учиться, если будет возможность заработать. До этого иностранные студенты могли работать только на той кафедре, где учились», — уточнил Пушкаренко.

Больше школ и садиков

В дошкольном образовании, между тем, актуальной остается проблема нехватки мест в детских садах. Как сообщил глава регионального департамента образования Александр Щипков, в 2014 году места в дошкольных учреждениях получат еще 2,5 тысячи детей, что сопоставимо с 2013 годом. Решать проблему будут уже известными методами — строительством новых детсадов и пристройкой к уже существующим зданиям.

«Также мы должны будем принять решение, каким образом мы должны вводить дополнительные места в школах. Потому что мы понимаем, что сейчас вал детей в «дошколке», через определенное время этот вал переместится в школы. <…> Мы должны хоть ненамного опередить эти события», — добавил он.

По словам Щипкова, в первую очередь «по швам затрещат» школы Томска и, преимущественно, в новых микрорайонах. Там нехватка мест в начальных классах ощущалась уже в сентябре 2013 года. В новом году власти разработают программу по «расширению» школ. Параллельно с решением проблемы нехватки мест продолжится и внедрение федерального госстандарта, как в детсадах, так и в общеобразовательных учреждениях.

Большие надежды региональные власти в наступившем году возлагают на федерацию по программе развития дополнительного образования.

«Сейчас дополнительное образование развивается по накатанным рельсам: есть люди увлеченные, и на них все держится, но хочется, чтобы управленческая составляющая еще включилась. Область на 2014 год профинансировала программу дополнительного образования — 2 миллиона рублей, причем в 2013 году было ноль рублей выделено. Это впервые профинансировано», — отметил собеседник агентства.

Поддержка талантов и информатизация

Между тем, рассказал Щипков, в регионе будет продолжена начатая в 2013 году работа по выявлению и поддержке одаренных детей. В частности, внимание будет сконцентрировано на развитии созданных девяти межмуниципальных центров, где талантливые ребятишки и будут получать особое сопровождение, согласно своим потребностям.

«Эти дети-звездочки должны вовремя выявляться и получать то, что необходимо им для развития их талантов. Нужно, чтобы мы как можно раньше помогали им раскрыться и проявить себя в полной мере», — сказал глава регионального департамента образования.

Щипков добавил, что современные дети, будь они одаренные или среднестатистические, требуют от школы и системы образования в целом инновационного подхода в обучении. В первую очередь, это предполагает информатизацию процесса, чем власти региона и намерены заняться в новом году.

«Школа должна соответствовать ожиданиям ребенка и его потребностям именно с этой точки зрения. Мы разрабатываем информационную систему, как образовательную: там содержание должно быть и должны быть соответствующие электронные ресурсы. С другой стороны, мы должны создать электронную базу данных, которая позволила бы родителям, педагогам и управленцам ориентироваться в сфере образования», — подытожил он.

РИА Новости