Живой подземный мир, сибиротитан и ветер на Марсе: 10 достижений науки 2018 года

Опубликовано 28.12.2018 г.

В этом году ученые разгадывали тайны мироздания, искали лекарство от всех болезней и думали, как перекинуть рутинную работу на искусственный интеллект. Inotomsk.ru собрал 10 ярких российских и мировых разработок 2018 года — от шрифта, который поможет запомнить текст, до клонирования обезьян.

«Океан» бактерий под землей

В декабре этого года ученые рассказали: под землей есть жизнь, и общая масса подземных организмов в 300 раз больше, чем всех людей вместе взятых.

За одиннадцать лет работы исследователи изучили пробы из океанов (с глубины 2,5 километра) и с материков (с глубины пять километров). По расчетам ученых, масса подземных организмов — прокариотов, одноклеточных без ядра, бактерий, археев, вирусов — составляет от 15 до 23 миллиардов тонн.

Температура на глубине, где живут эти организмы, почти 70 ℃, а источников энергии почти нет. Ученые предполагают, что подземные жители питаются смесью из серосодержащих пород и остатков мертвых микробов.

Подробнее: https://clck.ru/EvYvX

Ранняя диагностика рака

Тест, который определяет рак на ранних стадиях, создали американские и австралийские ученые. Технология жидкостной биопсии CancerSEEK выявляет восемь из десяти распространенных видов рака.

Специалисты уже провели испытания диагностики по анализу крови. В тестировании участвовали больше тысячи человек, у которых ранее с помощью других исследований был выявлен рак ранней стадии.

С помощью новой технологии ученые подтвердили около 60 % заболеваний раком легких и кишечника, больше 70 % случаев заболевания раком поджелудочной железы и желудка и 95 % заболеваний раком печени и яичников.

Ученые полагают, что уже через пару лет методом будут пользоваться лечащие врачи. Предварительно стоимость такого анализа оценивается в $500.

Подробнее: https://clck.ru/EvYzr

Инкубатор клеток кожи и 3D-органы

В начале года в Амурской области открылась лаборатория, в которой ученые будут выращивать клетки кожи и печатать 3D-органы.

Материал планируется использовать в медицине. Например, при ожоге тела в 30 % и больше нужна кожа, чтобы закрыть раны, но использовать чужую нельзя. Для таких

пациентов кожу будут выращивать в инкубаторе — займет это от двух недель.

Подробнее: https://clck.ru/EvZ68

Робот-помощник

В Донском государственном техническом университете (ДГТУ) студент собрал сервисного робота Waybot.

Робот-помощник может сопровождать людей, предоставлять информацию, выдавать талоны в электронной очереди, печатать билеты и посадочные талоны в аэропорту. У робота двигаются голова и руки, разработчик «научил» его придавать эмоциональную окраску поведению, чтобы «подружиться» с пользователями. Студент ДГТУ спроектировал робота за год, а на сборку ушел всего месяц. Корпус изготовлен из стеклопластика, перемещается робот на всесторонних колесах.

Подробнее: https://clck.ru/EvZ9F

Сибиротитан — динозавр из Кузбасса

В 2008 году в Кемеровской области нашли новый вид динозавра. Через десять лет исследований найденных останков ученые официально представили сибиротитана.

Сибиротитан относится к травоядным зауроподам, которые жили больше 120 миллионов лет назад. Ученые так назвали динозавра из-за его размеров: он весил примерно 10 тонн и достигал в высоту 12 метров. Как и у других представителей этого вида, у сибирского динозавра была длинная шея, вытянутый хвост, питался он растениями.

Ранее ученые считали, что такие ящеры жили только в Южной Америке.

Подробнее: https://clck.ru/EvZDo

Шрифт для запоминания

Шрифт Sans Forgetica создали дизайнеры из Мельбурна совместно с учеными из Королевского института технологий Мельбурна (RMIT). Он упрощает чтение и помогает запоминать текст.

Ученые провели исследование на 400 студентах, которые читали один и тот же текст. Те, кто читал Forgetica, запомнили текст на 7 % лучше, чем те, кто читал Arial.

Однако сами создатели шрифта говорят, что в повседневной жизни он бесполезен и даже может быть вредным. «Боже, нет, вам не нужны напечатанные им романы, это вызовет лишь головную боль», — говорит один из создателей шрифта Стивен Бэнем.

Шрифт доступен бесплатно на сайте RMIT.

Подробнее: https://clck.ru/EvZHS

Ветер на Марсе

Звук марсианского ветра записал американский космический аппарат InSight. По данным NASA, это был «низкочастотный рокот, вызванный порывами ветра», который дул с северо-запада на юго-восток со скоростью от 5 до 7 метров в секунду. Команда аппарата рассказала, что это была незапланированная запись, но проект занимается изучением движения на Марсе, поэтому в исследование входит и изучение звуковых волн.

Подробнее: https://clck.ru/EvZL3

Овощи для Марса

Еще немного о Марсе. Ученые вывели овощи, которые смогут расти на красной планете, и протестируют семена в Антарктиде и на Международной космической станции.

Теперь колонистам, которые отправятся на Марс, необязательно брать с собой запасы еды, можно взять семена и вырастить овощи на месте. Первые семена для Марса будут высажены на антарктической станции, в приближенных к Марсу условиях, после этого рассада пройдет тесты. Следующий этап — экспериментальное культивирование на Международной космической станции.

Для Марса приготовили 15 культур: помидоры, огурцы, три разновидности салата, перец, редис, шпинат, клубника и травы.

Подробнее: https://clck.ru/EvZNz

Клон обезьяны

В Китае впервые клонировали обезьян тем же способом, что и овцу Долли в 1996 году, — методом переноса ядра соматической клетки.

Раньше у ученых не получалось клонировать обезьян, потому что организм приматов сопротивлялся переносу ядра соматической клетки. По мнению Китайской академии наук, такая же техника может применяться при клонировании людей, если для этого будут медицинские показатели.

Клонированных обезьян назвали Чжун Чжун и Хуа Хуа.

Подробнее: https://clck.ru/EvZXi

Лучшие научные фото – 2018

Журнал Nature собрал фотографии важных событий научного мира за 2018 год.

Самолет, который сбрасывает огнезащитный состав к северу от Сан-Франциско. Дом длиной 20 микрометров из кремнезема. Близнецы-макаки Чжун Чжун и Хуа Хуа.

Футбол в Арктике