Разработка, изготовление, сертификация, производственные испытания мобильной (на базе автомобиля типа УАЗ-фургон) лаборатории для экспрессного неразрушающего контроля качества строительства автомобильных дорог

Производитель

ООО «НПП «СОТИНК»

Подробное описание проекта

В Российской федерации принята “Программа развития автомобильных дорог на 2010 ÷2015 г.г.”, однако она не подкреплена выпуском соответствующего количества мобильных лабораторий для экспрессного неразрушающего контроля за качеством строительства автомобильных дорог. Без таких лабораторий невозможно обеспечить в полевых условиях эффективный контроль за качеством строительства автомобильных дорог. При строительстве автомобильных дорог необходимо экспрессно контролировать плотность грунтового основания, щебеночной и бетонной подушек, а также плотность асфальтобетонного покрытия. В связи с тем, что грунт и щебень, применяемые при строительстве дорожного основания, имеют переменную влажность, плотность основания необходимо определять с учетом поправки на влажность в реальном масштабе времени. Кроме того, при изготовлении и укладки самой асфальтобетонной смеси необходимо экспрессно определять количество связующего (битума и др.) в ней, желательно без применения растворителей. Зарубежный и отечественный опыт показали, что решить указанные задачи позволяет гамма-метод измерения плотности и нейтронный метод измерения влажности. Так, в СССР серийно выпускались гамма-плотномер поверхностно-глубинный ППГР-1, предназначенный для измерения плотности грунтов и бетонов в полевых условиях, и гамма-плотномер РПП-2, предназначенный для измерения плотности грунтов и бетонов в поверхностном слое. Кроме того, выпускался нейтронный поверхностно- глубинный влагомер ВПРГ-1. Эти приборы использовались также для экспрессного контроля при строительстве автодорог. Однако, после распада СССР выпуск приборов прекратился. Ведущей зарубежной фирмой в выпуске радиоизотопных приборов для экспрессного контроля при дорожном строительстве является американская фирма "TROXLER", которая выпускает четыре типа приборов: гамма-плотномер поверхностный 4640-В, плотномер-влагомер поверхностный 3440, гамма-плотномер 4545 для непрерывного контроля плотности при укатывании отдельных слоев асфальтобетонного покрытия и нейтронный концентратомер битума 3241-С. Средняя стоимость одного такого прибора составляет 30000 долларов США. Предлагается к разработке мобильная лаборатория на базе автомобиля УАЗ-фургон, или его аналога, в состав которой будут входить нейтронный концентратомер битума в свежеприготовленной асфальтобетонной смеси; радиоизотопный плотномер-влагомер грунта и щебня дорожного основания, имеющий в своем составе гамма-плотномер и нейтронный влагомер, а также гамма-плотномер укладываемого асфальтобетона. Эти приборы будут замещать зонды фирмы «TROXLER», так как имеют такие же технические характеристики. Радиоизотопный плотномер-влагомер дорожного основания и щебеночной подушки, радиоизотопный плотномер бетонной подушки и асфальтобетонного покрытия, а также радиоизотопный концентратомер связующего в свежеприготовленной смеси разработаны в период с 2000 ÷ 2002г.г. и имеют характеристики не хуже характеристик приборов фирмы “TROXLER” Такая мобильная лаборатория обеспечит контроль качества строительства автодорог с шагом 0,5 метра по всей длине дороги и позволит снизить процент брака при строительстве автодорог с твердым покрытием с среднестатистических 7,5% до 0,5%. Примечание. Средняя стоимость строительства одного километра двухрядной автомобильной дороги по России в настоящее время составляет около 18 миллионов рублей. Конструкция датчиков расходомера, содержащих изотопные источники нейтронов и гамма-квантов, обеспечивает радиационную безопасность для персонала и окружающей среды в соответствии с “Основными санитарными правилами обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)”.

Степерь проработки проекта: ОТР/ОКР

Развитие проекта:

получение инвестиций
поиск научных партнеров
проведение испытаний

Детали предложения

Для реализации проекта необходимы инвестиции в размере 12000000 рублей сроком на 1,5 года. Ориентировочная потребность около 300 штук мобильных лабораторий На данный момент проведены теоретические и экспериментальные исследования, на базе которых в период с 2000 ÷ 2002г.г.были разработаны, изготовлены и успешно испытаны опытные образцы радиоизотопного плотномера – влагомера дорожного основания и щебеночной подушки, радиоизотопного плотномера асфальтобетонного покрытия, а также радиоизотопного концентратомера связующего (битума и др.) в свежеприготовленной асфальтобетонной смеси. Технические решения, использованные в этих приборах будут применены при создании мобильной лаборатории для экспрессного (5÷10 минут на одно измерение) неразрушающего контроля качества строительства автомобильных дорог.

Наличие защиты результатов интеллектуальной деятельности

Наличие публикаций, защищающих авторское право.

Ю.А. Волченко. Многогрупповая диффузионно-возрастная теория нейтронной влагометрии гомогенных сред произвольного химсостава. В кн.: Известия томского политехнического университета, Том 305, Вып. 5, стр. 58÷67, 2002г.